Четверг, 28.03.2024, 17:26
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мастер-классы по Хэндмейду (Handmade) » Куклы » Масса для лепки
Масса для лепки
Белая_воронаДата: Пятница, 03.09.2010, 10:29 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 0
Статус: Offline
Масса для чистовой лепки.
Кирилл Юдин, papirus.ucoz.ru О проекте

Мастер-класс
Начальное получение папье-маше
Смешная коническая собака
Оформление маски в венецианском стиле
Корона для шута
Приготовление папье-маше
Окраска изделий из папье-маше
Изготовление гипсовой формы
Рецептура и технология
Масса для чистовой лепки

Итак, перейдём сразу к рецептуре и технологии приготовления самой массы. Потом я поделюсь особенностями лепки из неё.

Нам понадобится:
1. Туалетная бумага (среднего качества)
2. Мел
3. Древесная зола (не уголь)
4. Мука, крахмал
5. Столярный костный клей или желатин

Туалетную бумагу лучше взять среднего качества. Дорогую не нужно из принципа, а вот самая дешевая может не подойти, так как её трудно разбить на волокна. А нам нужны именно волокна, а не мелкие кусочки. Дело в том, что если мы не добьёмся однородной массы, то лепить из неё будет проблематично.
Но, слава богу, бумаги нам потребуется совсем немного – метр-два от рулона.
Бумагу следует смочить тёплой водой, отжать и, положив в какую-нибудь емкость растолочь-растереть до получения однородной массы. Я это делал в небольшой чашке с гладкой внутренней поверхностью, а толок деревянной рукояткой от самого простого консервного ножа.
Когда бумажная масса станет однородной и без комочков, в неё надо добавить примерно столовую ложку клейстера и чайную – костного клея.
Затем смешать примерно 1:1 мел и золу и замесить всё это до получения массы похожей на пластилин.
Точных количественных пропорций состава массы я не даю – их можно изменять. Но изменять пропорции легче, когда понять, за что отвечает и что даёт каждый из компонентов.

Бумага (волокна) – как бы армируют массу, делают её менее хрупкой. Но переизбыток может повлиять на усадку при высыхании и появлении трещин и усложнить процесс лепки.
Клейстер я готовлю из муки с добавлением крахмала – это основной связующий компонент. Недостаток делает массу слишком твёрдой и непластичной, переизбыток ведёт к деформации поверхности и сильной усадке при высыхании.
Костный клей (желатин) – повышает клеящую способность клейстера. Переизбыток делает массу слишком липкой, неудобной в работе и придаёт излишнюю твёрдость после высыхания (стоит отметить, что эту массу и так "не угрызёшь").
Мел – основной наполнитель.
Зола – вспомогательный наполнитель, придающий массе пластичность и "жирность". Без золы процесс лепки усложняется на порядки – масса менее пластична и сильно липнет к рукам и инструменту.
 
Белая_воронаДата: Пятница, 03.09.2010, 10:30 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 0
Статус: Offline
Полученную массу можно достаточно долго хранить в полиэтиленовом пакете, предварительно обильно смазав её обычным клейстером. Лучше рассчитывать так, чтобы масса была израсходована в течение месяца.

Лепить целиком головы или туловища кукол из данной массы не стоит – изделие получится очень тяжелым и при высыхании, скорее всего, даст трещины. Но у нас есть болванчик из папье-маше, который как раз и послужит основой. В принципе можно использовать любую подходящую основу. Например, вырезать болванчик из пенопласта и вклеить в него арматуру (каркас). А можно поступить ещё проще - просто вымочив в самом обычном мучном клейстере старые газеты, комкая и оборачивая проволочный каркас, вылепить (набрать) из них нужные черновые объёмы. Только обязательно перед чистовой лепкой этот болванчик необходимо тщательно высушить. Причём сушить лучше принудительно (на проветриваемом месте под солнечными лучами или с использованием отопительной батареи и т.п.), иначе, особенно в холодном и сыром месте, болванчик может долго сохнуть и заплесневеть.
Итак, есть болванчик и есть масса.

Масса достаточно быстро сохнет на воздухе, поэтому её стоит держать даже во время лепки в полиэтиленовом пакете.
Перед тем, как положить массу в полиэтиленовый пакет, даже во время лепки, а не только на время хранения, смажьте её слоем клейстера.

Перед лепкой, болванчик так же стоит смазать клейстером и по сырому налепливать массу. Если выступающие части, например уши и нос, не особенно крупные, то их можно лепить сразу.

Для челюсти, если рот открыт, необычно вытянутого носа или длинных и тонких ушей, стоит делать дополнительный каркас. Делается он чрезвычайно просто:
На болванчике в нужных местах делается накол шилом, глубиной около полутора см. В эти отверстия вставляется проволока. Если проволока входит туго, можно даже не заморачиватсья с вклеиванием – никуда она не денется. Я рекомендую вставлять проволоку в виде скобки нужной длинны и радиуса изгиба.

Таким образом, в болванчике будет закреплен каркас двумя концами, что значительно прочнее, а форма скобки практически идеальна для налепливания на неё нужной формы носа, уха или челюсти.
Ещё несколько полезных советов:
- При лепке держите под рукой влажную тряпку средних размеров. Она понадобится для того, чтоб почаще вытирать руки от постоянно налипающей на руки и инструмент, высыхающей и мешающей лепить массы.
- Руки и инструмент стоит периодически надо обмакивать в клейстер – это помогает выглаживать поверхность скульптурки.
- Периодически смазывайте клейстером и саму фигурку – это позволит массе оставаться готовой к изменению формы, не даёт краям подсыхать раньше времени.
- Перед нанесением массы на болванчик или на уже высохшие места – смажьте их клейстером.
- Вообще, клейстер – спасительная соломинка при работе с этой массой. Не бойтесь почаще прибегать к его помощи.
- Периодически мойте руки и инструмент. Иначе подсыхающие части массы будут цеплять к себе влажную массу, сильно мешать в работе.
 
Белая_воронаДата: Пятница, 03.09.2010, 10:30 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 144
Репутация: 0
Статус: Offline
Работу с этой массой трудно назвать комфортной и не хлопотной. К ней нужно приноровиться. Не стоит пытаться вылепить сложные тонкие вещи из этой массы – это очень сложно. Она лучше подходит для лепки упрощённых, утрированных форм. Фактура, как бы вы её не заглаживали, после высыхания будет далека от совершенства. Поэтому, как правило, после сушки, придётся ещё попотеть с грунтовкой и шлифовкой. Причём сама масса поддаётся шлифовке и резке крайне тяжело (сверлится хорошо). Это стоит учитывать, продумывая стиль и образ куклы.

Однако из этой массы можно так же делать замечательные рельефные оттиски, вдавливая нужные кусочки в гипсовую форму (форму после высыхания надо обработать лаком на алкидной или нитро- основе). Например, для создания накладных циклично чередующихся элементов лепнины.
После выдавливания рельефа ждать высыхания массы не нужно. Лучше сразу извлечь оттиск из формы и положить на естественную просушку (без принудительного нагрева или циркуляции воздуха). В массу, приготовленную для таких целей бумагу добавлять не нужно.
 
Форум » Мастер-классы по Хэндмейду (Handmade) » Куклы » Масса для лепки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: